Лекция 1. Развитие ребенка до 10 лет

Модуль 1. Лекция 1. Развитие ребенка до 10 лет

В лекции вы узнаете:
  • о том как развивается ребенок физически и психологически;
  • основные рекомендации по воспитанию ребенка с первого дня своего рождения и до достижения 10 лет.
    Развитие и воспитание ребенка до года

Некоторые родители ошибочно полагают, что воспитание ребенка до года не имеет смысла, поскольку в этом возрасте он еще не самостоятельный. Специалисты же настоятельно рекомендуют начинать воспитание ребенка с самого момента его рождения. Даже если его поведение разнится с поведением взрослых, малыш все понимает. Его мозг и сознание, как губка, впитывают в себя все мельчайшие подробности и важные моменты жизни.

Этапы воспитания
Воспитание ребенка до года принято разделять на четыре основных этапа:
до 3 месяцев;
до 6 месяцев;
до 9 месяцев;
до 1 года.

Первый этап, включает в себя формирование у малыша положительных привычек, и предупреждение появления вредных привычек. За первые три месяца ребенок должен научиться: 
  • спокойно засыпать на улице без пустышки;
  • желательно, чтоб ребенок засыпал без укачивания;
  • малыш должен какое-то время проводить в кроватке, самостоятельно себя развлекая;
  • ребенок должен протестовать и каким-то образом показывать маме, что пора поменять подгузник;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звук и свет.
Что требуется от родителей? Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой. Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения. Для того, чтоб ребенок издавал много разных звуков, с ним надо играть. Вы должны как можно больше рассказывать своему малышу. Неважно что. Комментируйте все свои действия. Беседуя с малышом, улыбайтесь. Благодаря такому не хитрому общению, Вы заложите у малыша культуру общения. Сразу после рождения ребенка очень важно присутствие не только мамы, но и папы, чтобы малыш привык к голосам обоих родителей.
Второй этап – воспитание ребенка от 3 до 6 месяцев. В периоде от 3 до 6 месяцев, ребенок дальше совершенствует сенсорное развитие. На этом этапе нужно подготавливать ребенка в будущей речи. Для того, чтобы ребенок учился издавать разные звуки – гуление, пищание, лепетание, нужно как можно чаще включать ему музыку. Музыка для малыша желательна спокойная, негромкая и веселая. Родители должны обращать внимание ребенка на новые звуки. Малыш должен с Вашей помощью как можно больше узнать окружающий мир. Умственное воспитание малыша в этом возрасте должно в себя включать, в первую очередь, общение с взрослыми. Играйте с ребенком. Игры должны быть направлены на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия. Играйте с малышом только в период активного бодрствования, когда ребенок, отдохнувший и сытый. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. В этом возрасте у ребенка закладываются элементы нравственного и эстетического воспитания. Благодаря играм с взрослыми, ребенок получает удовольствие, он улыбается, смеется. На основе радости, которую испытывает малыш при общении с Вами, и закладывается элементы нравственного и эстетического воспитания.
Третий этап – воспитание малышей от 6 до 9 месяцев. В периоде между 6 и 9 месяцев, ребенок становится очень активным. Малыш начинает ползать, садиться, вставать в кроватке, некоторые детки начинают ходить. Поэтому самым важным моментом в этом возрастном периоде, является правильное физическое развитие ребенка.
С 7 месяцев, нужно учить малыша мыть руки перед едой. Для этого, мама должна вместе с малышом подходить к умывальнику, включать водичку и разрешать малышу самому ставить ручки под струю водички. Так, Вы приучайте малыша к чистоплотности. Со временем, у малыша выработается четкая привычка, что перед едой нужно вымыть руки. В этом возрасте начинайте учить ребенка делать ладушки, ладушки. Показывать ручками колокольчик, сжимать и разжимать пальчики. При этом комментируйте его движении. Придумайте песенку, под которую ребенок с удовольствие будет показывать свои достижения. С 8 месяцев, самое время учить малыша, чтоб он показывал, где носик, глазки, ушки, зубки. Сначала ребенок будет все показывать на Вас, игрушках, а только потом на себе. Если ребенок Вас больно ударил по лицу играя, возьмите его ручку и скажите: «Так делать нельзя, мне больно». Обязательно поясняйте ребенку, почему так делать нельзя. Иначе он вообще не будет реагировать на это слово.
Четвертый этап — воспитание ребенка от 9 месяцев до 1 года. В это время ребенок постепенно начинает ходить. Пока что сам он этого сделать не может. Если оставить данный вопрос без внимания, то малыш еще долгое время будет ползать, перебираясь от одного места или предмета к другому. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. Увлекайте его: игрушками и играми; книгами; стишками и потешками; музыкой. Полезны игры, в которых фигурируют геометрические фигуры (шар, квадрат, прямоугольник), цветовые гаммы (все яркие и распространенные цвета и оттенки), кубики с цифрами и животными. Хорошо, когда малыш в 1 год узнает своих родителей и других членов семьи. Каждый раз, когда кто-либо из родственников берет его на руки или играет с ним, называйте их по имени или по статусу. Используя подобные методы воспитания, ваш малыш в возрасте полтора — два года будет достаточно развитым. Не забывайте о том, что воспитание малыша до 1 года является важным этапом развития и становления его как индивидуальной личности.

Кризис одного года

Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб".

"Я сам!"
Для кризиса первого года характерны следующие признаки:
  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.
Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку и мамину косметику. Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.

Разрешать или запрещать?
Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли. Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка.
Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого. Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения. Известный английский психоаналитик Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант.

Теория привязанности

Родившись очень незрелым, ребенок нуждается в том, чтобы все первое время его жизни рядом находился взрослый, и не просто абы какой, а тот, кому не все равно. Тот, кто будет спешить на первый же зов, кто готов не спать, если ребенок плачет, накормить его, даже если особо нечем, отдав последнее, кто готов защищать его от хищников, согревать своим телом по ночам, шаг за шагом, постепенно, учить узнавать этот мир и готовиться к самостоятельной жизни в нем. Отношения со своим взрослым для ребенка – не просто потребность, это потребность витальная, то есть вопрос жизни и смерти. Более важных отношений у него не будет никогда в жизни, как бы он ни любил потом своего избранника или своих собственных детей, все это ни в какое сравнение не идет с тем глубоким чувством, которое маленький ребенок испытывает к родителю – к тому, кто буквально держит в руках его жизнь. Едва родившись, он уже ищет глазами глаза матери, губами ее грудь, реагирует на ее голос, узнавая его из всех. Установить и удерживать контакт со своим взрослым – вот главная забота ребенка. Все остальное возможно только тогда, когда с этим контактом все в порядке. Тогда можно смотреть по сторонам, играть, учиться, лезть куда ни попадя, завязывать контакты с другими – при условии, что отношения с родителем в порядке. Если же нет, все остальные цели идут по боку, сначала – главное.
Приходилось ли вам видеть трехлетнего малыша, который гуляет с мамой в парке? Она сидит на скамейке и читает, он бегает вокруг, съезжает с горки, лепит куличики, смотрит на муравьев, несущих сосновую иголку. Но вот в какой-то момент он обернулся – а мамы на скамейке нет. Отошла на минутку куда-то. Что происходит? Малыш немедленно прекратит игру. Ему больше не интересны ни качели, ни муравьи. Он бежит к скамейке, озирается вокруг. Где мама? Если она быстро нашлась – он успокоится и вернется к игре. Если не сразу – он перепугается, заплачет, может побежать сломя голову, сам не зная куда. Когда мама найдется, он не скоро еще сможет от нее оторваться. Вцепится ручками, не захочет отпускать. Может быть, вообще домой запросится. Не хочет он больше гулять и играть. Самое важное – мама, контакт с ней – оказалось под угрозой, и сразу все остальное отодвинулось на второй план.
Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанность. Именно она заставляет маму слышать сквозь сон любой писк новорожденного, а по напряженному голосу подростка догадываться, что он поссорился с девушкой. И ребенку она позволяет чутко ловить малейшие изменения в настроении родителей, например, безошибочно определять, когда они в ссоре, даже если внешне все ведут себя как обычно. Именно привязанность позволяет родителю достаточно легко отказывать себе в чем-то ради ребенка, преодолевать усталость и лень, когда нужно ему помочь. А ребенку помогает прилагать усилия, даже если трудно и страшно, чтобы услышать от родителя слова одобрения и увидеть искренний восторг в его глазах, когда ребенок сделал первые шаги или получил диплом университета. Именно эта связь позволяет малышу сладко спать на руках у мамы, даже если вокруг шум и толчея, именно она делает родительские поцелуи способными снимать боль, бабушкины пирожки самыми вкусными в мире, а любого ребенка – самым умным и красивым на свете для своих родителей. Привязанность – танец для двоих. В нем взрослый защищает и заботится, а ребенок доверяет и ищет помощи. Даже будучи взрослыми, испугавшись, мы кричим: «Мама!», даже за выросшее, усатое уже, чадо мы волнуемся, если у него что-то неладно. Узы привязанности прочнее любви, прочнее дружбы – любовь и дружба, бывает, умирают, сходят на нет. Привязанность останется с нами всегда, даже если у нас очень непростые отношения с родителями или детьми, безразличны они нам не будут никогда. Очень многое в поведении детей объясняется именно привязанностью или угрозой разрыва привязанности.
Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравиться, делать общее дело.
Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.
Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек, и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.
Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь.
Вам становится его жалко, вы идете к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо, и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях, и правда больше не шалит. Это поведение привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.
Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут совсем в другом свете. Привязанность не очень подчиняется логике, объективным фактам, доводам рассудка. Она иррациональна, замешана на сильных чувствах, и у ребенка они особенно сильны.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Три периода до трех лет
В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша.
Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится самостоятельней; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период - от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера. Третий период - от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Накопление словарного запаса
Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу, да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в "ящичке памяти". Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знаний у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития закладываете вы.

Познание окружающего мира
Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть - посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок - полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваш ребенок довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

Падения, падения…
Кроме постижения мира, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. А вы всякий раз бросаетесь к нему на помощь. И поступаете неправильно. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве. А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы. Ребенок упал. Пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом имеет большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайте. Разговаривайте с ребенком, как с одним из взрослых.

Ваш ребенок разговаривает
В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляций (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте.

Вашему ребенку уже два года
В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами. Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли - хорошо; общения ему хватает, есть на ком "заточить" свои разговорные способности. А если ребенок "домашний", тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста.

Начался «период вопросов»
Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь "мне некогда!", "отстань!" - этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2-2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, - ваши слова. И все выражения, какие он использует, - ваши выражения. Вы бываете устали или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией... Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: "Что это?" Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка.

Время прививать полезные привычки
Потихоньку приучайте ребенка к труду, к опрятности. Он уже достаточно смышленый, чтобы понять полезность труда. Другое дело, иной раз ленится или увлекается чем-нибудь более интересным. Но ведь и труд можно сделать интересным, призвав на помощь немного фантазии, превратив труд в игру. Опрятность, чистоплотность, привычка к порядку - качества, которые воспитываются с детства. Здесь вы должны быть настойчивы, последовательны, если надо, строги... И естественно, критичны по отношению к себе: если вы сами не жалуете уважением порядок, то вряд ли вам удастся воспитать любовь к порядку в вашем малыше.

Ребенок двух с половиной лет
В возрасте 2,5-3 лет ребенок уже начинает вполне осознавать себя членом общества. И осознает он себя, естественно, полноправным членом общества. И очень обижается и нервничает, если ему дают понять, что его права весьма ограничены. Будьте внимательны и снисходительны к ребенку. Это оказывает значительное влияние на формирование уверенной личности.

Вашему ребенку скоро три года…
В 2,5-3 года большинство детей, если, конечно, родители уделяют им в полной мере внимание, неплохо развиты не только в физическом, но и в психическом отношении. Дети запоминают мелодии и подпевают, когда слышат их, легко узнают близких людей по голосу, у них неплохой глазомер - желая взять какой-то предмет, они не промахиваются; различают цвета; могут даже рассортировать предметы по определенным признакам; у детей развивается память; они уже умеют строить простые фразы, могут ясно выразить свое желание; игры становятся более сложными, и ребенок не всегда удовольствуется тем, что показали ему родители, кое-что он домысливает, фантазирует сам. В трехлетнем возрасте ваш малыш задает вам немало вопросов. Может поставить вас в тупик, подбросив вопрос в отношении пола. Рано или поздно, общаясь с детьми (в яслях, например), ребенок подмечает, что не у всех детей все одинаково. И это наблюдение начинает мучить его: как же так?! Вам покажется, что вопросы относительно пола выделяются на фоне других вопросов. Но это не так. Для ребенка все вопросы одинаковы, и никаким особым содержанием он не наполняет некоторые из них. Им движет исключительно любопытство. Дело вашего такта - ответить на все интересующие ребенка вопросы исчерпывающе. Нельзя в смущении отмахиваться от малыша: "отстань!", "тебе это знать еще рано", "не знаю"... Родители должны информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных мультфильмов), подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию. Информацию стоит упрощать и дозировать для того чтобы ребенок не запутался и не был оглушен странными для него образами. Давайте маленькую порцию корректной информации и ориентируйтесь на реакцию ребенка. Если малыш «ушел переваривать» данные или удовлетворился ответом и переключился на что-то другое – то оставьте его в покое. Если малыш уложил ответ в голове и уже задает новый вопрос, углубляя тему, – вот тогда можно продолжить обсуждение и дать еще небольшую порцию информации.

Кризис трех лет: семизвездие симптомов
Ребенок в период с 1 до 3 лет учится очень многому – ходить, разговаривать, активно познавать окружающий мир. Мы, взрослые, ему в этом помогаем. Но с 2,5 – 3 лет с ребенком начинают происходить изменения – из ласкового и покладистого он превращается в строптивое и деспотичное существо. То есть, наступает «кризис 3-х летнего возраста». Постараемся понять, что происходит в этот период с ребенком, опираясь на книгу известного психолога Л. С. Выготского «Вопросы детской психологии». Лев Семенович Выготский в своей книге указывает на семизвездие основных симптомов кризиса 3 лет:
  • Негативизм - ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите. Например, взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное». Здесь проявляется социальная тенденция - негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию;
  • Упрямство - малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят до-воды, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначаль-ным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе;
  • Строптивость - выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь – тенденция направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет;
  • Своеволие - ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам;
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными;
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, - это та же тенденция к господству, деспотизму и власти;
  • Обесценивание – ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).
Таким образом, кризис 3-х лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис (внутреннее изменение личности ребенка) происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. А родителям, нужно понять и принять, что кризис 3-х летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Психология сексуального развития ребёнка
Дети в 2-5 лет активно изучают свои гениталии, рассматривают их, трогают. Интерес ребенка к строению тела не имеет никакого подвоха. Для них это информация из серии «как работает подъемный кран» или «как это устроено». А вот когда родители отводят глаза, боятся или запрещают им говорить, они сами создают напряжение. Лучше сразу удовлетворить естественный интерес ребенка, и он переключится на другие познавательные темы. Когда вы разговариваете с ребенком на интимные темы, между вами возникает эмоциональная связь и доверие. Именно это доверие приведет ребенка к вам, если его что-то насторожит в отношениях с другими взрослыми или детьми. То, как мы реагируем на первые проявления сексуальности ребенка, очень влияет на его отношение к себе, своему телу, на его самооценку. Если мы тревожимся и ругаем его – он может начать думать, что с ним что-то не так. Поэтому не стоит обвинять его в непристойном поведении. С ним все в порядке и ведет он себя абсолютно нормально. Но такие проявления - это повод для того, чтоб постепенно приучать его к тому, что есть вещи, которые не принято делать при других. Например, ходить в туалет или быть раздетыми. То же касается игр с другими детьми. Вводите правило, что играем всегда одетыми. Важно, чтоб это было мягкое и постепенное приучение без критики и наказаний. Именно сейчас появляется понятие интимности. Лучше всего начать с того, что обсудить с ребенком строение тела, поговорить о том, что у мальчиков и у девочек есть одинаковые части тела, а есть разные. Разные называются половыми. Их не принято выставлять напоказ. Половые органы имеют свои названия. И это точно не «варенички», «краники», «ромашки» (народное творчество тут безгранично). Это пенис и вагина. Если вам такие названия кажутся слишком официальными для ребенка, вполне приемлемы «пися» и «писюн». Важно, чтоб ребенок мог в ваше отсутствие объяснить, что его беспокоит (если такое случится), и чтоб над ним не смеялись другие дети. Дети 3-6 лет играют в игры с элементами сексуальности – это свойственно возрасту. Куколки (или даже машинки) могут обниматься, целоваться, жениться – так дети изучают социальные роли. Игры в доктора, «ты покажи мне, а я тебе» тоже носят познавательный характер. Они могут быть между детьми одинакового возраста. Открытое сексуальное поведение у детей, в особенности у маленьких детей, является нормальной составляющей развития.

Развитие ребенка от 3 до 7 лет

Характер и интеллект ребенка
Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии, они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка. Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей.

Ваше отношение к ребенку должно измениться
Задумайтесь о своем отношении к ребенку: так ли оно изменилось, как изменился сам ребенок, или вы все еще относитесь к нему, как к младенцу? Некоторые дети привыкают к тому, что к ним относятся, как к совсем маленьким, и строят на этом отношении свое поведение; для таких детей сюсюканье - норма бытия. Если ваши отношения с ребенком застряли именно на этом уровне, вносите коррективы. Вы же не хотите вырастить ребенка под знаком инфантильности?

Систематизация знаний ребенка
Возраст дошкольника можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно.

Самостоятельности тоже нужно научиться
Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один. Потом вы выходите на пять минут, на десять…

Ответы на вопросы "про это"
Когда-то будут заданы и вопросы "Про это"... Все естественное очень живо волнует малыша. Различия между мужчиной и женщиной, а также откуда берутся дети - эти вопросы в свое время очень интересовали и вас, только вы об этом забыли. Наверное, наиболее приемлемым является некий усредненный вариант: изложить суть вопроса теоретически, принципиально простым языком, а в качестве наглядного материала используя детские книги, энциклопедии и мультфильмы. И проследить за тем, чтобы у ребенка было достаточно времени интересующие его различия рассмотреть. И реагировать на эти вопросы стремитесь спокойно, без напряжения и смущения. Насколько возможно, отслеживайте информацию, какую получает ребенок "про это".

Внимание к ребенку - основа воспитания гармоничной личности
Ребенок 4-5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом, нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее, чем трехлетний малыш. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью, и в этом возрасте соответственно формируется его характер. После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу. Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.

Кризис семи лет
Очередной кризис в развитии – явление вполне закономерное и естественное. В семь лет меняются восприятие мира, желания и потребности. Психология семилетнего возраста такова, что у ребенка появляется много новых эмоций, с которыми им самим довольно сложно разобраться. Дети идут в школу, где к ним уже стараются относиться как к взрослым и ответственным людям, а дома близкие продолжают воспринимать первоклашек как малышей. В головке малыша возникает нестыковка: там требуют одно, а здесь говорят другое. И тут родители сталкиваются с капризами, истериками, криками своего, еще совсем недавно идеального, чада. Если родители поговорят с психологами, то они объяснят им, что есть некоторые факторы, которые провоцируют развитие кризиса. 
К ним можно отнести:
  • появляются новые потребности. В этом возрасте у детей повышается тяга к самостоятельности, активному мышлению. Если ребенок сам не готов к такому повороту или его ограничивают родители, то налицо и проявления возрастного кризиса;
  • как правило, в младшем школьном возрасте дети идут в общеобразовательное учреждение, а значит, меняется их социальный статус. К началу школьной жизни не все подходят с одинаковой подготовкой, и здесь больше имеется в виду именно психологическая готовность к школе;
  • изменение самосознания непременно ведет к тому, что у детей идет переоценка ценностей. Если раньше для малыша на первом месте стояла игра, то сейчас кардинальным образом меняется ведущий вид деятельности и таковой становится учеба;
  • кроме интенсивного физического развития, идет еще активное становление коры больших полушарий, у детей улучшаются их интеллектуальные способности.
Все эти особенности приводят к тому, что психике ребенка сложно переключиться на новый режим, справиться с избытком новых чувств и эмоций, а отсюда можно наблюдать характерные реакции и поведение. Кризис этого возраста меняет жизнь не только взрослых, но и детей. От того, насколько правильно будут вести себя старшие, будет зависеть, как долго продлится этот период, как быстро малыш привыкнет к новому образу жизни, новым ощущениям. Родители должны понимать, что у детей кризис может сформировать как положительные жизненные установки, так и комплексы, которые он пронесет с собой через всю дальнейшую жизнь. Например, неуверенность в себе, ощущение своей неполноценности, оскорбленное чувство собственного достоинства, кото-рые мы можем наблюдать у многих взрослых – все это родом из детства. Именно поэтому родители должны знать основные симптомы кризиса, чтобы психологически подготовиться к этому периоду, набраться терпения и помочь своему малышу преодолеть это непростое время в его жизни.
Кризис 7 лет у ребенка проявляет следующими симптомами:
  • появляется капризность;
  • без всякой на то причины малыш начинает кривляться, корчить рожицы, коверкать слова, появляется манерность в движениях;
  • изменение отношения к внешнему миру проявляется, как правило, в том, что у детей могут кардинально меняться их привычки, желания, предпочтения;
  • кризис 7 лет заставляет ребенка более осмысленно относиться к своим переживаниям. Он начинает разграничивать между собой радость и злость, огорчение и восхищение;
  • в этом возрасте у детей появляется логика чувств, то есть, они уже пытаются обобщить свои воспоминания и переживания;
  • практически исчезает детская непосредственность;
  • для детей в 7 лет важно уважение со стороны взрослых, признание их независимости и самостоятельности;
  • подрастающее чадо начинает демонстративно проявлять свою взрослость, не дает маме обнимать себя прилюдно;
  • стремление доказать свою правоту объясняет появление упрямства;
  • у детей этого возраста острое непринятие критики, таким образом, мозг сам не воспринимает негативную информацию, чтобы не нанести вред адекватному развитию самооценки.
Родители должны понимать, что чаще всего у детей проявление эмоций, действий осуществляется на подсознательном уровне, поэтому необходимо сохранять самообладание. Чаще всего, именно от родителей зависит, насколько затянется кризис 7 лет.

Развитие ребенка от 7 до 10 лет
Ребенку 7 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это еще и не подросток, отчасти автономизировавшийся от родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой - он становится более чувствительным к проявлению родительской любви. Впервые в жизни его оценивают по жесткой пятибалльной системе, ведь школьные отметки за знания и старания отождествляются в его глазах с оценкой - хорош он или плох. Все это создает в его жизни определенные трудности. Преодолеть их ему легче, если он ощущает надежный тыл: родительскую любовь и поддержку. Конечно, каждый родитель может выражать любовь и поддержку по-своему. Но каждому необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Не поддавайтесь искушению сравнивать сына или дочь с другими детьми, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что он неповторим и что вы любите его таким, каков он есть. Очевидно, один из самых острых вопросов в любой семье - это дисциплина, с помощью которой родитель помогает ребенку лучше адаптироваться к реальной жизни, понимать свои права и права других людей. Дисциплина — это часть каждодневных отношений между родителями и детьми, а не то, что мы делаем в определенное время. Кроме того, это способ, помогающий руководить ребенком без доминирования над ним. Прежде чем вести разговор о том, каким образом приучить сына или дочь к дисциплине, необходимо быть уверенными, что мы правильно понимаем своего ребенка. Почему он действует так, а не иначе? Каковы цели и причины его поведения? Не понимая этого достаточно точно, родители часто совершают ошибки в общении с детьми, которые могут сказаться на их развитии. Воспитание - процесс творческий. Родитель сам должен найти пути к своему ребенку, почувствовать, что нужно именно его сыну или дочери, чего они ждут от него. Поэтому далее мы поговорим о общих принципах во взаимоотношениях родителей с детьми:
- попытайтесь сначала разобраться в поведении ребенка, внимательно его выслушайте, а потом уже действуйте;
- реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение ребенка;
- разбирайте в чувствах. Многие родители, подобно коллекционерам, копят свое раздражение против детей. Однажды оно лавиной выплескивается на сына или дочь. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывает у вас ребенок, обсудите их с супругом или с самим ребенком;
- правила и запреты. Сын или дочь не хотят выполнить ваших требований: "Я не хочу! Не буду, и все!" Как избежать противоборства с ребенком?
В каждой семье есть свои правила и запреты. Если число их невелико, они тверды, а главное, логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Также постарайтесь не устанавливать слишком много запретов. Но уж те, которые существуют, нарушать нельзя - ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание. При этом родитель должен быть последователен в своем поведении: если уж он пригрозил наказанием, то угроза эта будет исполнена;
- постарайтесь быть немногословным, говорить спокойно и твердо. Не поддавайтесь искушению включиться с ребенком в бесплодный спор, который поведет к выяснению, кто главнее. Главенство родителя, когда речь идет о 7-10-летнем ребенке, безусловно. В споре вы лишь подвергаете этот факт сомнению;
- часто ребенок противоборствует потому, что таким образом пытается утвердить себя. "Я тоже взрослый, тоже самостоятельный, могу думать и принимать решения" - вот что бы он сказал, если бы мог сформулировать свои чувства. Чаще давайте ему почувствовать, что вы считаетесь с его мнением, что и его суждения могут быть для вас авторитетными;
- не стоит говорить о возможных видах наказаний - в каждой семье свои. Отметим только, что физическое наказание при кажущейся его действенности быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно оно передает ребенку информацию: "Когда ты на кого-то зол - бей";
- и последний, наиболее трудновыполнимый принцип. Если вы чувствуете, что вы не правы, - имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избегают признаваться в своей неправоте. Однако тем самым они подают ребенку пример подобного поведения: упрямо стоять на своем, не желая объективно оценить свои слова и поступки.

 Полезную информацию, вы также можете получить из следующих источников:
Инструкция для супер-пап! (нажать тут). Инструкция (МОО «SOS–Детские деревни») просто и доступно рассказывает, каким может быть хороший папа на разных этапах своего развития - начиная от беременности!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога