Лекция 8. Путеводитель по подростковым субкультурам
Лекция 8. Путеводитель по подростковым субкультурам
В лекции вы узнаете:
о новых подростковых и молодёжных сообществах;
о том, почему субкультуры вызывают большой интерес у подростков.
Почему субкультуры вызывают большой интерес у подростков?
Для подростков нормально иметь чёрно - белое мышление, делить мир на своих и чужих, создавать субкультуры, проживать свободное время со сверстниками. Подростковый возраст - время поиска себя и проверки границ дозволенного. Интерес к субкультурам вызван естественной потребностью в причислении себя к определённому сообществу. Это неотъемлемая и важная составляющая социализации. В подростковом возрасте человек ищет себя, пытается понять, кто он, что ему нравится. Он хочет выделяться и быть интересным для сверстников. В этот период друзья становятся более важными в жизни подростка, чем родители. Это является нормой, с точки зрения взросления и становления личности. Подросток ищет поддерживающее окружение, людей, которые будут разделять его интересы, принимать его таким, какой он есть. Что не нормально, так это допустимость насилия. И это задача взрослых - создавать границы, за которые нельзя выходить.
Итак, что же из себя представляют современные субкультуры?
Услышав термин «субкультуры», многие представляют себе ушедших в прошлое мрачных готов, ярких и депрессивных эмо, криминальных скинхедов, рокеров, панков и т.д. Сейчас тоже можно встретить отдельных представителей этих некогда популярных молодёжных течений, но скорее всего их последователи уже сами стали родителями подростков и в этих семьях подрастают гики, халлю, веб-панки, диггеры, поклонники аниме и k-pop. По нашим наблюдениям, за последние годы в Беларуси значительно увеличилось число молодёжных сообществ различной направленности. Наряду с абсолютно безобидными течениями существуют и околокриминальные субкультуры, опасные запрещённые сообщества. Среди многообразия молодёжных объединений можно выделить следующие:
– популярные корейское и японское направления (халлю, k-pop, анимешники и т.д.);
– экстремальные и спортивные сообщества (сталкеры, ЗОЖники);
– интернет-сообщества и поклонники компьютерных игр (гики, виско-герл, веб-панки, дед-инсайд);
– околокриминальные и криминальные сообщества (офники, скинхеды).
Чаще всего понять, что подросток относится к той или иной субкультуре, можно по внешним признакам (одежда, причёска, аксессуары), музыкальным предпочтениям, специфическим терминам и словам, а также ценностным установкам и стилю ведения личных аккаунтов в социальных сетях.
Анимешников, например, можно отличить по элементам косплея, когда они используют части костюма любимого персонажа, носят значки с иероглифами, футболки и одежду с мультяшными героями. Офники известны тем, что уделяют большое внимание одежде: просят «пояснить за шмот», одеваются в брендовые вещи, нередко у них можно увидеть нашивку-компас (похожа на эмблему марки Stone Island). Представители этой субкультуры могут быть агрессивны, участвовать в массовых драках, нередко снимают видео драк или унижений других подростков и выкладывают в социальные сети.
Как субкультуры влияют на формирование личности подростка?
В зависимости от типа субкультуры, к которой себя причисляет подросток, могут быть как позитивные, так и негативные последствия. В теории любая поддержка и одобрение действий подростка сверстниками положительно влияют на его социализацию. Ребёнок с широким кругом общения более уверен в себе, реже становится жертвой травли, эмоционально более стабилен, учится выстраивать коммуникацию с разными людьми. В кругу сверстников со схожими интересами подросток безопасно может попробовать новые социальные роли, стать лидером какого-то направления, научиться брать ответственность за организацию событий и даже приобрести практические навыки. Например, для съемок ролика в TikTok необходимо освоить несколько приложений для обработки фото и видео, а для подготовки костюмов к фестивалю косплея нужно научиться шить и вязать. Существуют позитивные объединения, которые борются за сохранение окружающей среды, рассказывают о сортировке мусора и очищают берега водоёмов. Такие сообщества формируют у подростка активную гражданскую позицию. Но необходимо понимать, насколько подросток увлечён субкультурой, какие культурные коды и социальное поведение несёт объединение молодёжи. Важно оценить степень влияния сверстников на ребёнка. Ни одно сообщество не должно заменять семью.
Как родителям реагировать на вовлечённость подростка в какую-либо молодёжную субкультуру? Что делать, если интересы ребёнка приводят к негативным последствиям?
Главное правило – никаких резких, радикальных решений и запретов, если того действительно не требует ситуация. Именно в этот момент можно окончательно потерять доверие ребёнка, а можно, пройдя этот опыт конструктивно, стать друг другу ближе. В первую очередь, родителю необходимо изучить доступную информацию, оценить степень вовлечённости ребёнка в сообщество и уровень его опасности. Нужно присмотреться к подростку: как он выглядит, что изменилось, о чём он говорит, с кем общается, куда ходит, какую музыку слушает. Важно разговаривать не про уроки и оценки, а про интересы, познакомиться заново со своим ребёнком. Если субкультура не является деструктивной, то лучшим решением будет принять эту реальность, ведь подростку сейчас это важно. Необходимо проживать вместе с ним этот период самоидентификации и бунтарства. Этот процесс нельзя остановить, но можно включиться в него. Например, вместе сделать костюм в стиле любимого k-pop исполнителя на фестиваль или вместе выбрать ярко-розовые кроссовки на платформе в стиле веб-панк. Больше внимания и труда понадобится родителям детей, вовлечённых в деструктивные субкультуры. В этом случае нужна консультация психолога, чтобы вывести ребёнка из-под влияния других лиц. Подростку очень нужна любовь, помощь и забота родителей, даже если он уже совершил какое-то антиобщественное действие. Важно идти на сотрудничество со специалистами, не пытаться замять проблему. Причин вовлечения в деструктивные сообщества может быть много, и часть из них, к сожалению, кроется в сфере отношений родителей и детей.
Комментарии
Отправить комментарий