Лекция 4. Рискованное поведение подростков: как реагировать родителям?
Лекция 4. Рискованное поведение подростков: как реагировать родителям?
- о причинах формирования рискованного поведения подростка;
- о личностных и социокультурных факторах, которые влияют на формирование деструктивного поведения
- Конструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на самопознание и самосовершенствование подростков и обусловливающий осознание ими ценности жизни;
- Неконструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира и/или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни.
- Уровень информированности;
- Личностно-психологические факторы;
- Семейные факторы;
- Социокультурные факторы.
- желание казаться взрослым;
- быть принятым в подростковой среде;
- чувство новизны и интереса;
- снять стресс;
- родители курят;
- подражание кумирам, звездам;
- модно и красиво;
- кокетство, желание нравиться юношам.
- пусть ребенок будет информирован раньше, чем захочет закурить;
- следите за поведением ребенка, интересуйтесь его увлечениями и друзьями;
- возложите на него часть обязанностей по дому, что бы он чувствовал свою ответственность и значимость. Это поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни. Ведь он сам будет в будущем нести ответственность за свою жизнь и за свое здоровье;
- предложите своему ребенку посещать полезные и интересные для него кружки и факультативы. Пусть его жизнь будет насыщенна и разнообразна, тогда ему некогда будет думать о курении.
- ознакомьтесь с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка, и донести эту информацию до его сознания;
- не нужно давать подростку ложной, устрашающей информации;
- берегите обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью;
- узнав о появлении вредной привычки, не унижайте и не наказывайте подростка, не делайте вид, что вы его больше не любите;
- выберите подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытайтесь обсудить с ним возникшую проблему;
- запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.
- до 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив присущий главным образом мальчикам);
- в более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д;
- с 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д.
- традиции в семье, при которых употребляется алкоголь – семейные праздники, гости, торжественные события в жизни членов семьи. Подобные мероприятия с детства закладывают определённый образ мышления. У подростка формируется особое отношение к алкоголю – чуть ли не как к главному элементу любого торжества или отдыха;
- отсутствие должного контроля со стороны родителей. Если родителями не заложен у ребенка нравственный стержень, набор жизненных ценностей, то маленький человек, попадающий во внешний мир, то есть школу или на улицу, не способен принять правильное решение в отношении алкоголя;
- недооценка вреда. Порой она возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя. Многие мамы и папы считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья. Порой они сами дают алкоголь детям – для поднятия аппетита или в качестве лечебного средства;
- родители употребляют спиртное. В подавляющем большинстве случаев подростки, у которых родители алкоголики, сами становятся таковыми;
- моральный климат в семье. Подтолкнуть ребенка к бутылке могут недобрые или холодные отношения дома, насилие, а также чрезмерная забота со стороны родителей.
- скрытая пропаганда алкоголя. Беда в том, что образ жизни, связанный с употреблением разного рода алкогольных напитков, широко рекламируется на телевидении и прочих СМИ. Например, звезды, на которых равняются подростки, охотно рассказывают о том, какие вина они предпочитают – белые или красные и т.д. Стоит ли удивляться, что девушка, желающая стать похожей на какую-либо знаменитость, считает себя просто обязанной попробовать определенное вино или мартини?
- доступность. Молодёжи навязываются стереотипы о том, что отдыхать и отмечать праздники нужно непременно со спиртным. Алкоголь очень доступен – продается в большом количестве и разнообразном ассортименте. Возрастные запреты – продажа с 18 лет и только по паспорту – можно при сильном желании легко обойти;
- образ жизни в обществе. Сегодня ситуация такова, что люди в большинстве своем ориентированы лишь на получение денег и максимального удовольствия от жизни. Всё это приводит к моральному разложению, и как следствие, к различным зависимостям, в том числе алкоголизму.
- Подростковый конформизм также имеет немалое значение. Подражание другим подросткам в кругу своего общения часто приводит к пьянству. Если в пьющей компании находятся юноша или девушка, отказывающиеся от спиртного, над ним начинают смеяться и, в конце концов, изгоняют из группы.
- открытое общение о последствиях. Пусть подросток знает, что родители открыты для общения с ним в любое время суток. Учитесь спокойно, откровенно говорить с ними об опасностях, последствиях употребления спиртных напитков. Исследования показывают, что подростки, с которыми родители говорят об алкоголе и наркотиках на 42% реже употребляют их, чем молодые люди, с которыми никогда не обсуждались подобные вопросы;
- установите время, до какого часа они могут гулять. Сядьте вместе с подростком и разработайте правила, за которые они не должны заходить и принципы, которые не следует нарушать. Пусть дети точно знают ваши ожидания от них. Если они помогают установить родителям правила, график, то будут более склонны подчиняться им;
- последовательность и справедливость в дисциплинарных мерах. Это значит не быть слишком жестким, дисциплинируя подростка;
- замечайте в подростке хорошие качества, любые успехи и хвалите за них. Вселяйте уверенность, что у него получится не поддаться, искушению пить;
- личный пример. Родители могут помочь, подавая личный пример умеренного употребления алкоголя. Это означает, ограничивать личное употребление спиртного и никогда не браться за вождение автомобиля после употребления алкоголя. Помните: дети склонны поведение родителей брать за модель для собственного поведения;
- сохраняйте мир дома. Любая профилактика в борьбе с алкоголизмом будет сведена на нет, когда дома нет мира. Многие молодые люди пьют, желая убежать от домашних проблем: скандалов, драк, ругани. Алкоголь для них, как средство успокоиться, забыться на некоторое время. Поэтому мирная, спокойная обстановка в доме способствует эмоциональной стабильности подростка. Как результат у него будет меньше желания употреблять алкогольные напитки;
- поощряйте заниматься полезной деятельностью. Например, занятия спортом, хобби, активный отдых, религиозная деятельность. Это помогает подросткам чувствовать свою значимость и меньше испытывать стресса;
- не стоит сбрасывать со счетов и влияние учебных заведений, школы. Хотя сегодня привычно услышать сомнения в их эффективности, но работа по профилактике алкоголизма в школе приносит положительные результаты. Исследования показывают, что меньше пьющих, выпивающих подростков в тех классах и заведениях, где преподаватели придают значение этой проблеме;
- способность поставить себя на место ребенка. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит;
- знание круга общения. Очень часто ребенок впервые пробует алкоголь в кругу друзей. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей ребенка;
- Помните, если вы не сумели заручиться его уважением, то все ваши увещевания и советы ребёнок будет игнорировать.
Что делать родителям, которые подозревают ребенка в употреблении или распространении наркотиков? В первую очередь, откровенно поговорить. Привлеките психолога или социального педагога, если не получается справиться самим. Но даже если у вас доверительные отношения с сыном или дочерью, консультация со специалистом не будет лишней (особенно с тем, у кого уже есть опыт работы с подростками в контакте с законом). Что делать, если ребенок сознался в распространении наркотиков? Мы, прежде всего, рекомендуем обратиться к адвокату, так как родителям и несовершеннолетнему ребенку нужно четко понимать об ответственности, о процессе допросов, обысков, задержаний и т.д. Адвокатская помощь в интересах несовершеннолетних в Беларуси оказывается бесплатно. Вы можете обратиться в территориальную коллегию адвокатов. Если ребенок признался, что распространяет наркотики – обратитесь в милицию. Нужно учитывать, что при активном сотрудничестве ответственность может быть смягчена или ребенок может быть полностью освобожден от нее. В случае сотрудничества ребенку организуют защиту: скроют персональные данные, минимизируют участие в судебных заседаниях, предоставят охрану. Дополнительную информацию родители могут узнать на сайте https://pomogut.by/. Там же указан телефон круглосуточной горячей линии (+ 375 17 311 00 00), куда можно обратиться за консультацией и помощью.
- у подростка слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход;
- эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым.
- нарушения сна: тяжелое засыпание, частое просыпание, кошмары;
- энурез, энкопрез, боли в животе;
- усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения;
- плач при изменении обстоятельств или появлении новых людей;
- тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей);
- появившиеся дефекты речи, отказ от речи;
- тревога, связанная со смертью, ожидание, что умершие могут напасть;
- агрессивность, завышенные требования к окружающим;
- познавательные трудности, нарушения общения;
- приписывание воспоминаниям мистических свойств;
- трудности в осознавании причин своего беспокойства;
- беспомощность и пассивность в привычной деятельности;
- повторяющиеся проигрывания неприятного события;
- возрастной регресс (сосание соски, пальца, лепет);
- гиперактивность или же, наоборот, отсутствие активности;
- трудности адаптации к детским учреждениям.
- ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать;
- боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце;
- озабоченность своей ответственностью и виной;
- низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы;
- специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений);
- нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость;
- трудности в учебе, падение успеваемости, несмотря на старание;
- пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация;
- забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем;
- перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм;
- продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь;
- самоповреждающее поведение;
- нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность;
- повышенная тревожность и волнение без видимых причин;
- проявления нервозности — тики, появившиеся дефекты речи;
- отсутствие аппетита и сна либо повышенный аппетит и сонливость.
- нарушение сна, головные боли, тремор, тики;
- стыд и чувство вины;
- страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости;
- частые приступы паники, страх находиться одному;
- жажда мстить и построение планов мести;
- острое чувство одиночества;
- нарушения памяти, концентрации внимания, рассеянность;
- употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение;
- саморазрушающее или рискованное поведение;
- резкие изменения в межличностных отношениях;
- преждевременное вхождение во взрослую жизнь (половая распущенность, прогулы школы, побеги).
- интерес и фантазии на тему смерти и желания уйти из жизни;
- размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен;
- попытки ребенка попрощаться — непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;
- приведение всех дел в порядок;
- дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям —— незамедлительно используйте все способы помочь ребенку избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам.
- демонстративность во всем (поведение, внешний вид);
- эмоциональная нестабильность (импульсивность, перепады настроения, повышенная ранимость, обидчивость);
- бурный рост, развитие и перестройка организма, неравномерность физического
- развития;
- повышенная чувствительность к оценке окружающих;
- потребность в принятии сверстниками;
- стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права;
- снижение родительского авторитета;
- бунт против контроля со стороны взрослых и одновременно потребность в руководстве и ожидание поддержки;
- зависимость самооценки от стиля взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- частое грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности;
- стремление к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам, отрицание проблем;
- прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я устал(а) от такой жизни», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Нет смысла жить дальше», «Скоро все закончится»;
- нехарактерное поведение: снижение социальной активности у ранее общительных детей или, наоборот, повышенная общительность у тихонь, несвойственное желание уединения, утрата интереса к любимым занятиям;
- предпочтение траурной или скорбной музыки, внезапный интерес, проявляющийся косвенно или прямо, к отравляющим веществам, раздача личных вещей;
- разговоры об отсутствии ценности жизни;
- высказывания типа «Ничего, скоро вы от-дохнете от меня», «Он (она) очень скоро пожалеет о том, что отверг меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
- признаки несчастной любови. Взрослые зачастую считают подростковую любовь несерьезной. При неудачном «любовном» опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире;
- проблемы в отношениях со сверстниками. Ребенок может чувствовать себя белой вороной, изгоем, с которым никто не хочет общаться.
Если чувствуете, что не можете справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к специалистам!
Полезную информацию, вы также можете получить из следующих источников:
Пособие для родителей «Помощь детям в кризисных ситуациях» (нажать тут). Мы предлагаем Вам пособие «Помощь детям в кризисных ситуациях» (О.В. Матюхова, Э.Г. Бурачевская), которое поможет Вам научиться лучше понимать своих детей и подопечных, а также справляться с кризисными ситуациями, которые время от времени происходят в нашей жизни. Пособие адресовано родителям, опекунам или приемным родителям и содержит основные рекомендации по ключевым моментам, на которые необходимо обращать внимание при воспитании ребенка, когда семья сталкивается с кризисными ситуациями. Эта информация поможет Вам распознать, что происходит с ребенком, и подскажет способы поддержки. Брошюра разработана в рамках проекта «Безопасная и поддерживающая среда в школе», реализуемого Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
Рекомендации для подростков в конфликте с законом (нажать тут). Брошюра познакомит вас (и вашего ребёнка) с основами административной и уголовной ответственности. Вместе разберёмся, какие права и обязанности есть у детей и подростков. Брошюра подготовлена в рамках проекта «Усиление национальных возможностей по институционализации юстиции для несовершеннолетних в Республике Беларусь», который реализован ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Беларуси в партнерстве с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Комментарии
Отправить комментарий