Лекция 4. Рискованное поведение подростков: как реагировать родителям?

Лекция 4. Рискованное поведение подростков: как реагировать родителям?

В лекции вы узнаете:
  • о причинах формирования рискованного поведения подростка;
  • о личностных и социокультурных факторах, которые влияют на формирование деструктивного поведения
Рискованное поведение подростков
Почему подростки рискуют?

Рискованное поведение подростков – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями и преобразующая их отношение к ценности жизни. Поведение подростков может быть конструктивное и неконструктивное:
  • Конструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на самопознание и самосовершенствование подростков и обусловливающий осознание ими ценности жизни;
  • Неконструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира и/или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни.
Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Кроме этого, формирование собственной системы ценностей и процессы самоидентификации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознано применительно к себе.
Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению. Почему подростки рискуют? Потому что они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел.  Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности.
Мозг подростка устроен таким образом, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Мозг подростка уже способен адекватно перерабатывать и воспринимать большие объемы информации, и это дает огромные возможности для развития и самопознания. Однако незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников. Эмоциональное реагирование мозга подростка на раздражители существенно выше, чем у детей и взрослых. Отсюда, казалось бы, беспричинные взрывы эмоций, обидчивость, демонстративное поведение. Подростки предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны их оценить. Сверстники особенно важны в подростковом возрасте. Этот период развития характеризуется резким увеличением времени, проводимого с ними вместе со снижением присмотра взрослых. Подростки также гораздо больше общаются с друзьями противоположного пола, чем в детстве и, как правило, отождествляют себя с большими группами сверстников, основанных на общих характеристиках (школьник, спортсмен). Малые группы предлагают участникам возможность развивать различные социальные навыки, такие как эмпатия, обмен и лидерство. Группы сверстников может иметь положительное влияние на человека, например, на академическую мотивацию и производительность, но они также могут иметь негативное влияние и привести к увеличению экспериментов с наркотиками, пьянством, хулиганством и воровством. Восприимчивость к давлению равных сверстников повышается в ранней юности, имеет пик в возрасте около 14 лет, а затем уменьшается. В то время как сверстники могут способствовать социальному развитию друг друга, они могут также препятствовать ему. Как физическая, так и психологическая агрессия связаны с огромным количеством переживаний психологических трудностей, особенно депрессий, как следствие социального отторжения. Подростковый возраст знаменует собой быстрое изменение своей роли в семье. Маленькие дети, как правило, решительно заявляют о себе, но не в состоянии продемонстрировать большое влияние на семейные решения до начала подросткового возраста, когда они все чаще рассматриваются родителями как равные. Когда дети проходят через период полового созревания, зачастую значительно увеличиваются конфликты в детско-родительских отношениях. Анализ аргументов показывает, что конфликтогенами часто выступают незначительные вопросы управления, такие как комендантский час, приемлемая одежда и право подростков на неприкосновенность частной жизни, в которых подростки первоначально могут предварительно рассматриваться с такими же правами как и у детей. Несогласие родителей и подростков увеличивается, когда друзья демонстрируют большее влияние друг на друга, которое может быть в оппозиции к ценностям родителей. Несмотря на изменение семейных ролей в подростковом возрасте, домашняя обстановка и родители по-прежнему важны для поведения и выбора подростков. Подростки, которые имеют хорошие отношения с родителями, менее склонны к различному рискованному поведению, таким как курение, употребление алкоголя, драки, и/или незащищенного секса.

Факторы рискованного поведения

На формирование рискованного поведения подростков влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы:
  • Уровень информированности;
  • Личностно-психологические факторы;
  • Семейные факторы;
  • Социокультурные факторы.
Уровень информированности в большой степени определяет характер поведения подростка в ситуациях, связанных с опасными последствиями для его здоровья и благополучия. Незнание, мифы, заблуждения, отсутствие критичности по отношению к «принятым» в подростковой среде формам поведения делают подростковые поведенческие эксперименты крайне небезопасными.
Личностно-психологические факторы. К факторам этой группы относят низкую самооценку, частое ощущение безысходности в трудных жизненных ситуациях, незнание способов конструктивного разрешения внутренних конфликтов, отсутствие навыков обращения за помощью.
Семейные факторы. Низкий уровень информированности родителей о жизни собственных детей, их отстраненность, семейное неблагополучие, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат – питательная среда для подростковых рисков, часто разрушительных для здоровья.
Социокультурные факторы зачастую оказываются определяющими в отношении подростков к таким формам поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Реклама табака и алкоголя, лояльное отношение общества в целом к их употреблению, наличие и популярность мифов о наркотиках могут привести подростка к вполне сознательному стремлению попробовать то, что запрещается взрослыми, но присутствует в их жизни.
Пол является дополнительным фактором риска. Огромное влияние на мозг подростка оказывают половые гормоны. Уровень тестостерона определяет степень решимости, лидерства, активности юноши, его самостоятельности и агрессивности. Известно, что склонность к риску – типично мужская черта. 

Рискованное поведение подростков: как реагировать родителям?

Подростковое курение
Курение подростков занимает одну из ведущих позиций среди современных проблем подрастающего поколения. Начальный возраст курящих составляет 7-10 лет, но с каждым годом возрастная планка снижается. Основная часть курильщиков является учениками старших классов в возрасте от 14 до 16 лет. Курение – одна из первых и наиболее распространенных попыток подростка почувствовать себя взрослым.
Основными причинами начала курения подростки называют:
  • желание казаться взрослым;
  • быть принятым в подростковой среде;
  • чувство новизны и интереса;
  • снять стресс;
  • родители курят;
  • подражание кумирам, звездам;
  • модно и красиво;
  • кокетство, желание нравиться юношам.
Чем моложе возраст юного курильщика - тем стремительнее формируется зависимость. Начиная курить, некоторые подростки в 16 лет уже сожалеют об этом, но чувствуют, что не способны остановиться. Большинство взрослых курильщиков к 18-ти годам уже пробовали курить, а некоторые приобрели никотиновую зависимость.
Школьники в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут, в силу незрелости, оценить всю тяжесть последствий от курения. Для школьника срок в 10-15 лет (когда появятся симптомы заболеваний вызванные курением) кажется чем-то очень далеким, и он живет сегодняшним днем, будучи уверенным, что бросит курить в любой момент. Профилактика курения у подростков должна в первую очередь идти из семьи. Никогда родители не должны курить в присутствии детей, возьмите это себе за правило! Существуют профилактические беседы о вреде курения для подростков. Иногда родители делают это по типу «будешь курить – волосы выпадут» или того хуже «будешь курить - умрешь рано» так делать не надо, на дворе 21 век и дети спокойно могут проверить информацию, а если она будет недостоверной, вы можете просто потерять доверие своего ребенка. Часто взрослые давят на то, что подросток уже взрослый и может принимать самостоятельные, верные решения, а сами курят у него на глазах. Именно так ребенок тянется за ними, он же уже «взрослый».

Советы родителям по профилактике курения:
  • пусть ребенок будет информирован раньше, чем захочет закурить;
  • следите за поведением ребенка, интересуйтесь его увлечениями и друзьями;
  • возложите на него часть обязанностей по дому, что бы он чувствовал свою ответственность и значимость. Это поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни. Ведь он сам будет в будущем нести ответственность за свою жизнь и за свое здоровье;
  • предложите своему ребенку посещать полезные и интересные для него кружки и факультативы. Пусть его жизнь будет насыщенна и разнообразна, тогда ему некогда будет думать о курении.
Если подросток начал курить
Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям. С удивлением и возмущением вы узнали, что ваш сын или дочь курит. Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову, — строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторилось. Однако не спешите. Прежде всего, задумайтесь о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытайтесь сию же минуту пресечь ее строгим наказанием:
  • ознакомьтесь с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка, и донести эту информацию до его сознания;
  •  не нужно давать подростку ложной, устрашающей информации;
  • берегите обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью;
  • узнав о появлении вредной привычки, не унижайте и не наказывайте подростка, не делайте вид, что вы его больше не любите;
  • выберите подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытайтесь обсудить с ним возникшую проблему;
  • запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.
Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье. В частности, это может означать, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым. Обратите пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, старайтесь оберегать его от влияния курящих друзей. Помните, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом. Если вы сами курите, то задумайтесь, не стали ли вы примером для ребенка?

Проблема употребления алкоголя подростками

Потребление алкоголя – еще один способ для подростков приобщиться к определенной компании, казаться взрослыми и самостоятельными. В обществе употребление алкоголя, как и курение, не рассматривается как отклонение, а скорее считается вполне социально приемлемым поведением. Интерес подростка к алкоголю, тем не менее, не случаен. У кого раньше, у кого позже, но потребность попробовать эту непонятную жидкость рождается практически у каждого, кто вступил в переходный возраст. Подростки хотят взрослеть. И алкоголь, хотим мы этого или нет, является для них не только ярким атрибутом взрослой жизни, но и своеобразным катализатором собственного взросления. При этом стоит уточнить, что понятия безвредного употребления алкогольных напитков для подростка не существует. Алкоголь имеет свойство грубо вмешиваться в процесс становления хрупкого организма ребенка и разрушать его. Помимо материальной оболочки, он деформирует личность подростка, отнимая у него возможность нормального социального развития. Именно поэтому для подростка любое употребление спиртного – уже злоупотребление.

Первый раз
Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста:
  • до 10 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином», или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив присущий главным образом мальчикам);
  • в более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д;
  • с 14-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т.д.
Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем, для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого семейного торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к алкоголю опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий». Причины употребления алкоголя подростками очень разнообразны. Условно их можно разбить на два источника – семья и общество.

Причины связанные с семьей:
  • традиции в семье, при которых употребляется алкоголь – семейные праздники, гости, торжественные события в жизни членов семьи. Подобные мероприятия с детства закладывают определённый образ мышления. У подростка формируется особое отношение к алкоголю – чуть ли не как к главному элементу любого торжества или отдыха;
  • отсутствие должного контроля со стороны родителей. Если родителями не заложен у ребенка нравственный стержень, набор жизненных ценностей, то маленький человек, попадающий во внешний мир, то есть школу или на улицу, не способен принять правильное решение в отношении алкоголя;
  • недооценка вреда. Порой она возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя. Многие мамы и папы считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья. Порой они сами дают алкоголь детям – для поднятия аппетита или в качестве лечебного средства;
  • родители употребляют спиртное. В подавляющем большинстве случаев подростки, у которых родители алкоголики, сами становятся таковыми;
  • моральный климат в семье. Подтолкнуть ребенка к бутылке могут недобрые или холодные отношения дома, насилие, а также чрезмерная забота со стороны родителей.
Причины, связанные с обществом:
  • скрытая пропаганда алкоголя. Беда в том, что образ жизни, связанный с употреблением разного рода алкогольных напитков, широко рекламируется на телевидении и прочих СМИ. Например, звезды, на которых равняются подростки, охотно рассказывают о том, какие вина они предпочитают – белые или красные и т.д. Стоит ли удивляться, что девушка, желающая стать похожей на какую-либо знаменитость, считает себя просто обязанной попробовать определенное вино или мартини?
  • доступность. Молодёжи навязываются стереотипы о том, что отдыхать и отмечать праздники нужно непременно со спиртным. Алкоголь очень доступен – продается в большом количестве и разнообразном ассортименте. Возрастные запреты – продажа с 18 лет и только по паспорту – можно при сильном желании легко обойти;
  • образ жизни в обществе. Сегодня ситуация такова, что люди в большинстве своем ориентированы лишь на получение денег и максимального удовольствия от жизни. Всё это приводит к моральному разложению, и как следствие, к различным зависимостям, в том числе алкоголизму.
  • Подростковый конформизм также имеет немалое значение. Подражание другим подросткам в кругу своего общения часто приводит к пьянству. Если в пьющей компании находятся юноша или девушка, отказывающиеся от спиртного, над ним начинают смеяться и, в конце концов, изгоняют из группы.
Ранние методы профилактики должны начинаться с собственного дома. Потому что наибольшее влияние на подростка имеют, прежде всего, родители. Что включается в такую профилактику:
  • открытое общение о последствиях. Пусть подросток знает, что родители открыты для общения с ним в любое время суток. Учитесь спокойно, откровенно говорить с ними об опасностях, последствиях употребления спиртных напитков. Исследования показывают, что подростки, с которыми родители говорят об алкоголе и наркотиках на 42% реже употребляют их, чем молодые люди, с которыми никогда не обсуждались подобные вопросы;
  • установите время, до какого часа они могут гулять. Сядьте вместе с подростком и разработайте правила, за которые они не должны заходить и принципы, которые не следует нарушать. Пусть дети точно знают ваши ожидания от них. Если они помогают установить родителям правила, график, то будут более склонны подчиняться им;
  • последовательность и справедливость в дисциплинарных мерах. Это значит не быть слишком жестким, дисциплинируя подростка;
  • замечайте в подростке хорошие качества, любые успехи и хвалите за них. Вселяйте уверенность, что у него получится не поддаться, искушению пить;
  • личный пример. Родители могут помочь, подавая личный пример умеренного употребления алкоголя. Это означает, ограничивать личное употребление спиртного и никогда не браться за вождение автомобиля после употребления алкоголя. Помните: дети склонны поведение родителей брать за модель для собственного поведения;
  • сохраняйте мир дома. Любая профилактика в борьбе с алкоголизмом будет сведена на нет, когда дома нет мира. Многие молодые люди пьют, желая убежать от домашних проблем: скандалов, драк, ругани. Алкоголь для них, как средство успокоиться, забыться на некоторое время. Поэтому мирная, спокойная обстановка в доме способствует эмоциональной стабильности подростка. Как результат у него будет меньше желания употреблять алкогольные напитки;
  • поощряйте заниматься полезной деятельностью. Например, занятия спортом, хобби, активный отдых, религиозная деятельность. Это помогает подросткам чувствовать свою значимость и меньше испытывать стресса;
  • не стоит сбрасывать со счетов и влияние учебных заведений, школы. Хотя сегодня привычно услышать сомнения в их эффективности, но работа по профилактике алкоголизма в школе приносит положительные результаты. Исследования показывают, что меньше пьющих, выпивающих подростков в тех классах и заведениях, где преподаватели придают значение этой проблеме;
  • способность поставить себя на место ребенка. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит;
  • знание круга общения. Очень часто ребенок впервые пробует алкоголь в кругу друзей. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Поэтому важно в этот период – постараться принять участие в организации досуга друзей ребенка;
  • Помните, если вы не сумели заручиться его уважением, то все ваши увещевания и советы ребёнок будет игнорировать.
Потребление психоактивных веществ

Данная проблема становится все более актуальной и болезненной в последнее десятилетие. Ранняя алкоголизация и наркотизация берут свое начало именно в подростковом возрасте. Мотивом употребления психоактивных веществ может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма, что сочетается с неуверенностью в себе и отсутствием у подростка способов саморегуляции, позволяющих почувствовать себя свободно и комфортно. Наркотизацию легче предотвратить, чем излечить. Поэтому важно обращать внимание на любые изменения в поведении подростков. И, хотя главной их особенностью в этом случае является скрытность, все же, если проявить бдительность, у тинейджеров можно легко обнаружить некоторые характерные признаки наркотизации. Родители являются ключевыми фигурами в профилактике и ранней диагностике употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними. Именно родители обладают исчерпывающими сведениями об интересах своего ребенка, друзьях, а также о его психологических особенностях, которые могут способствовать первым пробам ПАВ. Родителям важно знать не только, что такое наркотики и наркомания, но и косвенные признаки, на основе которых можно заподозрить факты злоупотребления ПАВ. В случае подозрения, что ребенок стал употреблять ПАВ, в первую очередь, родителям следует откровенно поговорить с ребенком. В беседе  нужно выяснить, почему он начал употреблять наркотики, какие вещества он употребляет, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Самолечение и задержка в обращении за специализированной наркологической помощью могут способствовать ухудшению состояния. Для самостоятельной диагностики употребления ребенком ПАВ родители могут воспользоваться как тест-полосками на определение метаболитов наркотиков в биологических жидкостях, которые можно приобрести в аптечной сети. Какие внешние признаки дают основание заподозрить, что ваш ребёнок употребляет наркотики? Специалисты насчитывают около 200 признаков, которые могут подсказать об опасности. Все их перечислить здесь невозможно, приведем основные моменты выявления употребления ПАВ на основе косвенных признаков.



Что делать, если у вас есть подозрения относительно употребления наркотиков вашим ребёнком?

1.  Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это ещё не означает, что теперь он неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
2.   Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
3.  Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.
4.   Обратитесь к специалисту.  Если ребенок употребляет наркотики – срочно обращайтесь к наркологу. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребёнка может потребовать от вас серьёзных и длительных усилий.

Куда обратиться за помощью?

Что делать родителям, которые подозревают ребенка в употреблении или распространении наркотиков? В первую очередь, откровенно поговорить. Привлеките психолога или социального педагога, если не получается справиться самим. Но даже если у вас доверительные отношения с сыном или дочерью, консультация со специалистом не будет лишней (особенно с тем, у кого уже есть опыт работы с подростками в контакте с законом). Что делать, если ребенок сознался в распространении наркотиков? Мы, прежде всего, рекомендуем обратиться к адвокату, так как родителям и несовершеннолетнему ребенку нужно четко понимать об ответственности, о процессе допросов, обысков, задержаний и т.д. Адвокатская помощь в интересах несовершеннолетних в Беларуси оказывается бесплатно. Вы можете обратиться в территориальную коллегию адвокатов. Если ребенок признался, что распространяет наркотики – обратитесь в милицию. Нужно учитывать, что при активном сотрудничестве ответственность может быть смягчена или ребенок может быть полностью освобожден от нее. В случае сотрудничества ребенку организуют защиту: скроют персональные данные, минимизируют участие в судебных заседаниях, предоставят охрану. Дополнительную информацию родители могут узнать на сайте https://pomogut.by/. Там же указан телефон круглосуточной горячей линии (+ 375 17 311 00 00), куда можно обратиться за консультацией и помощью.

Не нужно бороться с проблемой наркомании в одиночку – доказано на практике и научно обоснованно, что это бесполезно! Если Вам стало известно, что кто-то из Ваших близких потребляет наркотики, незамедлительно обратитесь за помощью в специализированные учреждения здравоохранения. Медицинская помощь лицам с наркотической зависимостью в Оршанском районе можно получить в УЗ "Оршанская центральная поликлиника".  211030, Витебская обл., г. Орша, ул. Ленина, 38. Телефон: (8 10 375 216) 51-27-03, 53-22-08, 51-24-86.

Самоповреждающее поведение подростков. Кризисные состояния у детей подростков

Итак, что же такое самоповреждение? Самоповреждение (cелфхарм) — самоповреждающее поведение, которое направлено на преднамеренное повреждение тела. Самоповреждение не имеет ничего общего с суицидальными намерениями, однако при обнаружении у ребенка следов самоповреждения следует забить тревогу. Для окружающих такое поведение является глупостью, дурью или «дешевым способом привлечь к себе внимание». Семьи обычно пытаются скрыть этот факт, расценивая как позор и дефект их воспитания. Однако проблема эта гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд. Когда дети достигают подросткового возраста, родители встречаются с целым набором проблем в их поведении. Как известно, все дети разные, и особенно их разница становится видна именно в этот период. Кто-то проходит этот этап взросления проще, у кого-то возникают сложности. К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И хоть в принципе, курение и алкоголь тоже можно отнести к самоповреждению, термин в первую очередь относится к нанесению различного рода ранений и ушибов. И самое главное в этом случае – отсутствие суицидальных намерений. То есть, подросток ранит себя, но убить не хочет.  Для части подростков поводом к самоповреждению может быть что угодно, любая ситуация, вызывающая волнение или напряжение. 

Важно! Несмотря на то, что самоповреждение не имеет ничего общего с суицидом, родители должны быть начеку. Подростки, которые режут руки, могут не рассчитать глубину пореза. Кровопотеря может привести к летальному исходу, если вовремя не обратиться к врачу для оказания медицинской помощи.

В чём причина?
Многие родители, впервые столкнувшиеся с селфхармом у своих детей, задают один и тот же вопрос: почему так происходит? Чего не хватает моему ребёнку? Для чего он это делает? Причин может быть множество. Первое, о чём следует знать, что у самоповреждающего поведения всегда есть какая-либо функция. Как правило, подростки наносят себе увечья по двум основным причинам:
  • у подростка слишком много эмоций, с которыми он не может справиться и, боль от самоповреждения дает им выход;
  • эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым.
Вам необходимо иметь в виду, что селфхарм — явление со своими особенностями. Помимо навязчивой идеи нанести себе вред, подростки попадают в так называемую «ловушку селфхарма».

Что такое «Ловушка селфхарма»?
Когда на человека воздействует тот или иной триггер (то есть причина, побуждающая к нанесению себе увечий), его эмоции нарастают до такой степени, что без селфхарма обойтись невозможно. Как только подросток причиняет себе боль, наступает временное облегчение и внутреннее удовлетворение (из-за выброса эндорфинов). После короткого промежутка спокойствия состояние дискомфорта нарастает опять, а
сопровождаться оно может ещё и чувством отвращения к своему телу (те самые порезы, поврежденные ранки или залысины). Ловушка селфхарма именно в этом — в цикличности и повторении эпизодов самоповреждения. Из-за кратковременного облегчения при попытках себе навредить, человек как бы подсаживается на такой способ себе помочь.

Что делать и как реагировать?
Несмотря на то, что подростки занимаются самоповреждениями в одиночестве, родители могут распознать "тревожные звоночки" в поведении ребенка на начальном этапе. Если Вы подозреваете, что Ваш ребёнок занимается селфхармом, очень важно составить определённый план работы. Именно работы, поскольку избавление от желания нанести себе увечья — кропотливый совместный труд родителей и детей, требующий регулярности и осознанности. Вам следует соблюдать некоторые правила
для поддержки ребёнка и формирования у него навыков другими методами справляться с сильными эмоциями. 
1. Ругань, замечания, обесценивание, внушение чувства вины и стыда точно не мотивируют человека прекратить «над собой издеваться», а ещё сильнее загоняют его в ту самую цикличную ловушку, о которой было упомянуто выше. Вам стоит искоренить из своего лексикона следующие фразы: «Не выдумывай, все проблемы только в твоей голове», «Перерастёшь», «Займись лучше чем-нибудь полезным», «Нужно смотреть на вещи позитивнее», «Просто возьми себя в руки и перестань», «Ты сам выдумываешь себе проблемы, мы в твоём возрасте таким не страдали». А вот некоторые фразы, напротив, очень помогают наладить контакт с ребёнком, страдающим самоповреждающим поведением, и повысить уровень доверия: «Я всегда рядом, если тебе нужна помощь», «Я, возможно, не могу до конца понять твои чувства, но ты не одинока, я всегда готов тебя выслушать», «Давай справляться с трудностями и сильными эмоциями вместе. Что ты думаешь про поход к психологу?», «Мне небезразличны ты и твоё здоровье, поэтому я хочу лучше понять твое состояние и какая помощь тебе нужна», «Ты не плохой, даже если у тебя случился срыв. Я люблю тебя, чтобы ни происходило в твоей жизни».
2. Попробуйте вместе с ребёнком составить план действий. Например, если он чувствует, что новый эпизод самоповреждения не за горами (по своему состоянию, эмоциям и так далее), то предложите ему альтернативу для переключения мыслей. Чувствуешь, скоро сорвёшься? Надо найти способы позаботиться о себе. Может быть, это будет разговор с другом, звонок на телефон доверия. Некоторые подростки вместо того, чтобы брать в руки лезвие, используют кусочек льда или фломастер. Такой приём помогает убрать физические увечья, но имитирует прежний способ справляться с трудностями. Так можно делать, если понимаешь, что другие способы не помогают совсем.
3. Подросток должен знать, что самоповреждающее поведение — это не стыдно. У него всегда должно быть место, куда можно обратиться за поддержкой. Не обязательно, чтобы это были мама и папа. Возможно, ему лучше всего помогает общение в тематических группах с ровесниками или конкретный специалист. Помогите ребёнку найти хорошего психолога, а в случае необходимости проконсультируйтесь с врачом психотерапевтом.
4. Селфхарм — эта явно не та проблема, которая решается игнорированием. С ребёнком необходимо придумать вместе несколько техник, которые помогают ему в кризисные моменты. Например, кто-то контролирует свое эмоциональное состояние с помощью календаря эмоций, отмечая в течение дня колебания своего состояния. Другие предпочитают замещать стресс или тревогу творчеством. Третьим психотерапевты рекомендуют рисовать на теле в моменты, когда хочется нанести себе увечья. При обнаружении у ребёнка признаков самоповреждающего поведения, в первую очередь, следует прояснить его состояние у специалистов. Они помогут подростку сформировать индивидуальные навыки саморегуляции и при необходимости исключат (или подтвердят) наличие иных расстройств, к примеру депрессии.

Главное помнить, что борьба с селфхармом должна быть командной (подросток + родители) и систематической.

Маркеры, сигнализирующие о кризисном состоянии  у детей и подростков

Во время взросления каждый ребенок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят время новорожденности, возраст 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления. Однако в жизни ребенка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребенка при определенных обстоятельствах. К ним относятся болезнь, смерть близкого человека, развод родителей, травмы и катастрофы, потеря любимого питомца, устройство в детский сад, переход в другое учебное заведение, переезд, расставание с друзьями и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры. Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и постараться минимизировать негативные последствия этих событий. Для совсем маленького ребенка главной причиной стресса является разлука с мамой, также он чутко реагирует на ссоры и плохое настроение родителей и изменение режима,  о чем «сообщает» потерей аппетита или отказом от еды, нарушениями сна и излишней раздражительностью. Если же явных видимых причин нет, по каким признакам можно понять, что ребенок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии и что ему требуется ваша помощь? 

Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет):
  • нарушения сна: тяжелое засыпание, частое просыпание, кошмары;
  • энурез, энкопрез, боли в животе;
  • усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения;
  • плач при изменении обстоятельств или появлении новых людей;
  • тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей);
  • появившиеся дефекты речи, отказ от речи;
  • тревога, связанная со смертью, ожидание, что умершие могут напасть;
  • агрессивность, завышенные требования к окружающим;
  • познавательные трудности, нарушения общения;
  • приписывание воспоминаниям мистических свойств;
  • трудности в осознавании причин своего беспокойства;
  • беспомощность и пассивность в привычной деятельности;
  • повторяющиеся проигрывания неприятного события;
  • возрастной регресс (сосание соски, пальца, лепет);
  • гиперактивность или же, наоборот, отсутствие активности;
  • трудности адаптации к детским учреждениям.
Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет):
  • ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать;
  • боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце;
  • озабоченность своей ответственностью и виной;
  • низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы;
  • специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений);
  • нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость;
  • трудности в учебе, падение успеваемости, несмотря на старание;
  • пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация;
  • забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем;
  • перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм;
  • продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь;
  • самоповреждающее поведение;
  • нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность;
  • повышенная тревожность и волнение без видимых причин;
  • проявления нервозности — тики, появившиеся дефекты речи;
  • отсутствие аппетита и сна либо повышенный аппетит и сонливость.
Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет):
  • нарушение сна, головные боли, тремор, тики;
  • стыд и чувство вины;
  • страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости;
  • частые приступы паники, страх находиться одному;
  • жажда мстить и построение планов мести;
  • острое чувство одиночества;
  • нарушения памяти, концентрации внимания, рассеянность;
  • употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение;
  • саморазрушающее или рискованное поведение;
  • резкие изменения в межличностных отношениях;
  • преждевременное вхождение во  взрослую жизнь (половая распущенность, прогулы школы, побеги).
Все эти симптомы не должны оставаться без внимания. Ребенку очень важны ваши участие, забота и тепло. Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите ее сами. Будьте искренними, внимательно слушайте ребенка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?». Оцените глубину эмоционального кризиса. Задавайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать. Внимательно отнеситесь даже к самым незначительным жалобам. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить. Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы ее изменения. Если вы заметили один из следующих признаков:
  • интерес и фантазии на тему смерти и желания уйти из жизни;
  • размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен;
  • попытки ребенка попрощаться — непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;
  • приведение всех дел в порядок;
  • дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям —— незамедлительно используйте все способы помочь ребенку избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам. 
Тревожные симптомы в поведении подростка. Как вести себя родителям?

Один из самых сложных периодов развития ребенка — подростковый возраст. Важнейшая психологическая особенность этого периода — зарождающееся чувство взрослости. Уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, и намного превышает его возможности. Это ярко выражено в стремлении противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но в то же время и в ожидании от взрослых помощи, защиты и поддержки, оценок и одобрения. Важно признание родителями равенства прав подростка и взрослого. 

Можно выделить такие характерные черты подросткового возраста:
  • демонстративность во всем (поведение, внешний вид);
  • эмоциональная нестабильность (импульсивность, перепады настроения, повышенная ранимость, обидчивость);
  • бурный рост, развитие и перестройка организма, неравномерность физического
  • развития;
  • повышенная чувствительность к оценке окружающих;
  • потребность в принятии сверстниками;
  • стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права;
  • снижение родительского авторитета;
  • бунт против контроля со стороны взрослых и одновременно потребность в руководстве и ожидание поддержки;
  • зависимость самооценки от стиля взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Подростковый период относится к возрастным кризисам. Это тяжелое и сложное время и для родителей, и для самих подростков. Происходящие с ребенком бурные физические и эмоциональные изменения вызывают у него неуверенность и сомнения в себе, и от отношения к нему родителей, от их ожиданий в этот период во многом зависит, какая сформируется самооценка. У подростков много поводов для беспокойства и переживаний: подготовка к экзаменам, поступление в вуз, отношения со сверстниками, социальный имидж, первая любовь. Происходящее в семье тоже оказывает влияние на подростка — разногласия между родителями, ссоры с братьями или сестрами, финансовые трудности. Если во взаимоотношениях между родителями и подростком не все ладится, есть трудности, никогда не поздно все изменить.  Безвыходных ситуаций не бывает, важно проявить терпение, не останавливаться на полпути.

Поведение подростка, на которое следует обратить особое внимание:
  • частое грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности;
  • стремление к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам, отрицание проблем;
  • прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я устал(а) от такой жизни», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Нет смысла жить дальше», «Скоро все закончится»;
  • нехарактерное поведение: снижение социальной активности у ранее общительных детей или, наоборот, повышенная общительность у тихонь, несвойственное желание уединения, утрата интереса к любимым занятиям;
  • предпочтение траурной или скорбной музыки, внезапный интерес, проявляющийся косвенно или прямо, к отравляющим веществам, раздача личных вещей;
  • разговоры об отсутствии ценности жизни;
  • высказывания типа «Ничего, скоро вы от-дохнете от меня», «Он (она) очень скоро пожалеет о том, что отверг меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
  • признаки несчастной любови. Взрослые зачастую считают подростковую любовь несерьезной. При неудачном «любовном» опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире;
  • проблемы в отношениях со сверстниками. Ребенок может чувствовать себя белой вороной, изгоем, с которым никто не хочет общаться.
Как построить разговор с подростком?   

Не паникуйте! Эмоциональная стабильность взрослого помогает успокоиться подростку. Важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой. Не пытайтесь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Дайте выход его агрессии, а затем послушайте, что вызывает гнев.
Выслушивайте. Если подросток пытается вам что-то продемонстрировать каким бы то ни было способом, значит, он доверяет вам и верит, что вы способны услышать. Сначала без осуждений выслушайте ребенка, если его слова пугают вас, скажите об этом прямо. Ему нужна помощь, а не заверения в том, что все в порядке.

Будьте внимательны. Внимательно относитесь ко всему сказанному подростком, даже если, на ваш взгляд, это незначительные проблемы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.

Уважайте эмоции. Не обесценивайте переживания ребенка. Не останавливайте слезы, когда они есть, — нередко за такой реакцией стоит душевная боль. Боли нужен выход, а ребенку, который плачет, — поддержка. Отразите его переживания — скажите, что вы видите, что ребенку больно и спросите, как вы можете помочь. Для подростка переживание любви, предательства, одиночества — самое сильное. Ребенок будет доверять вам больше, если не услышит: «У тебя таких Марин (или Саш) будет миллион». Если подросток увидит, что вы принимаете и понимаете его боль, искренне сочувствуете его переживаниям, доверия между вами станет еще больше.

Вселяйте надежду. Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях, поделитесь своим опытом преодоления этой ситуации, расскажите о том, как и при каких обстоятельствах вы справились. Вспомните те трудные ситуации, которые вашему ребенку удалось преодолеть. Подчеркните, что с любой кризисной ситуацией можно справиться.

Ищите выход из трудной ситуации. Откажитесь от навязывания своего мнения. Предложите помощь, сотрудничество в разрешении трудной ситуации. Заверьте ребенка, что он может обратиться за помощью в любой момент и вы откликнитесь.

Больше разговаривайте с подростком, интересуйтесь его жизнью, потребностями: что у него происходит, что получается, а что нет, в какой помощи он нуждается, как видит ваши отношения и что бы ему хотелось в них изменить. Такие разговоры необходимы, находите для них время вне контекста обсуждения его успеваемости в школе и без критики ребенка. Для подростка очень важно, чтобы рядом был взрослый, поддерживающий и понимающий, а такое общение может стать основополагающим в формировании навыков жизнестойкости и развития психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне.
Если чувствуете, что не можете справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к специалистам!

 Полезную информацию, вы также можете получить из следующих источников:

Пособие для родителей «Помощь детям в кризисных ситуациях» (нажать тут)Мы предлагаем Вам пособие «Помощь детям в кризисных ситуациях» (О.В. Матюхова, Э.Г. Бурачевская), которое поможет Вам научиться лучше понимать своих детей и подопечных, а также справляться с кризисными ситуациями, которые время от времени происходят в нашей жизни. Пособие адресовано родителям, опекунам или приемным родителям и содержит основные рекомендации по ключевым моментам, на которые необходимо обращать внимание при воспитании ребенка, когда семья сталкивается с кризисными ситуациями. Эта информация поможет Вам распознать, что происходит с ребенком, и подскажет способы поддержки. Брошюра разработана  в рамках проекта «Безопасная и поддерживающая среда в школе», реализуемого Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. 
Рекомендации для подростков в конфликте с законом (нажать тут)Брошюра познакомит вас (и вашего ребёнка) с основами административной и уголовной ответственности. Вместе разберёмся, какие права и обязанности есть у детей и подростков. Брошюра подготовлена в рамках проекта «Усиление национальных возможностей по институционализации юстиции для несовершеннолетних в Республике Беларусь», который реализован ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Беларуси в партнерстве с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога